Новости
Танка-живопись
История
Учителя
Ученики
Иконография
Галерея
Интернет
Ретриты
Литература
Курсы
Этапы обучения
Журнал

gardri @ mail.ru
 ИСТОРИЯ

История возникновения и развития стиля гадри в Тибете

Часть I. О буддийском искусстве
Часть II. Тибетская тханка-живопись


Традиционное тибетское искусство прежде всего искусство религиозное, буддистское. На протяжении веков оно отражало мировоззрение тибетцев, и, фактически, для нас «Тибет» и «буддизм» — синонимы.
В Тибете наиболее распространены два вида буддийских изображений: скульптура и тханка.
Тханка
или танка — это буддистская икона, выполненная на ткани, ее можно свернуть и, таким образом, ее удобно переносить.


Часть I. О буддийском искусстве

• О Будде и Учении
Будда Шакьямуни, или царевич Ситтхартха Гаутама Будда, жил в V в. до н.э. в Индии, т.е. он был реальным историческим лицом. Родился он в царской семье, принадлежавшей к роду шакья, и его имя «Шакьямуни» переводится как «мудрец из рода шакьев». До 29 лет он жил во дворцах своего отца, окруженный заботой и роскошью. Однако, столкнувшись с такими проявлениями, как старость, болезнь и смерть, он глубоко осознал непостоянство человеческого удела, своей молодости, здоровья и самой жизни. В результате царевич покинул дворец и выбрал путь отшельничества в поисках свободы от непостоянства. В 35 лет он достиг просветления, стал Буддой, и последующие 45 лет, до самой своей паринирваны, проповедовал Учение — Дхарму. Главной целью человеческого рождения Будда считал достижение внутренней свободы, освобождение от страданий, и основу его Учения составляют Четыре благородные истины: 1) истина о страдании, 2) о причине возникновения страдания, 3) о возможности освобождения от страдания, 4) о пути. Путь, ведущий к прекращению страдания, т.е. позволяющий достигнуть освобождения, включает в себя восемь положений и называется «Благородный восьмеричный путь», символом его выступает колесо с восемью спицами.


В дальнейшем Учение Будды широко распространился в Индии и в Азиатском регионе, став одной из главных религий мира.

Фрагмент замечательной живой лекции петербургского ученого, известного буддолога и буддиста Андрея Анатольевича Терентьева («Новый человек. Основы буддизма и буддийской иконографии», февраль 2009 г., СПб., Лофт-проект Этажи):

…Жил Будда две с половиной тысячи лет тому назад, в Индии. И Будда, как вы, наверное, догадываетесь, — не имя человека. «Будда» означает «пробудившийся»: будда — будить; он был русским человеком :) Такой титул в Древней Индии получали люди, которые выглядели проснувшимися по сравнению со всеми нами. Он принадлежал небольшому арийскому племени шакьев, на севере Индии, на границе с Непалом. А это племя, как и все арии, пришло с индо-европейских равнин, племя шакья родственно сакья, сакья — скифам; собственно, откуда-то с Поволжья они туда и шли. Биографии рассказывают, что глаза у него были голубые, так что, может быть, это нам самая близкая религия из больших религий мира.

В Индии буддизм распространился широко в четвертом–третьем веках до нашей эры, он стал общеиндийской религией при царе Ашоке, потом стал распространяться дальше на юг, на Шри-Ланку, в страны Юго-Восточной Азии — с одной стороны. С другой стороны — на север. В Китай, попал он также в центральноазиатские страны: территория, которую сейчас занимает Афганистан, Пакистан частично. Веке в восьмом он добрался до Тибета и других северогималайских регионов. С тринадцатого века, а, может быть и раньше, стал распространяться среди монгольских племен, и с некоторыми племенами, кочевниками, буддизм попал на территорию России — где-то в середине восемнадцатого века. Если кто-то помнит нашу Конституцию, то буддизм относится к четырем традиционным религиям. В регионах Сибири — это Забайкалье, бурятские племена, до Байкала, перед Байкалом. Среди западных монголов, айратов, которые пришли в семнадцатом веке, дошли аж до Волги и стали называться калмыками. И, наконец, когда в 1914-м году Китайская империя распалась, ее «кусочки» отошли разным странам: так, к Енисейскому краю отошла такая страна, как Тува. Немножко буддизм был на Алтае. Вот регионы традиционного буддизма у нас в стране. Поэтому если мы хотим познакомиться с буддизмом из первых рук, для нас не обязательно ехать в Индию или Тибет, всё это существует давно и у нас в России…

К началу

• О первых буддийских изображениях
Считается, что при жизни Будды не было его изображений, и вообще не было объектов религиозного поклонения. Будда рекомендовал своим ученикам следовать Учению, Дхарме, а вовсе не выполнять разного рода религиозные действия. После его ухода первыми изображениями, символизирующими буддийское Учение, стали колесо Дхармы с восемью спицами, дерево Бодхи, отпечатки стоп Будды или же его пустой трон.


(Из лекции А.А. Терентьева):

…При самом Будде, как я уже говорил, никаких изображений не было, как считают большинство исследователей. После того как он ушел из мира, мы — люди, нам хочется иметь какую-то опору, которая служила бы нам как бы предметом для концентрации наших чувств. Например, мы любим наших усопших родителей, нам хочется иметь фотографию или на могилу прийти. А от Будды, когда он был сожжен, остался лишь пепел, который был размещен в восьми ступах, в восьми буддийских государствах. Они стали важнейшими объектами почитания для последующих буддистов. Также объектами почитания стали отпечатки следов Будды. Условно говорят, что это отпечатки следа Будды… они имеют большой размер, на них разные рисунки делаются. Почитается, конечно, больше всего дерево, под которым он достиг прозрения, — это дерево Бодхи, дерево прозрения. Это <изображение на экране> уже не то дерево, под которым он прозрел, оно непосредственный потомок, оно находится в Индии, в Бодхгае, и туда люди со всего света приезжают, чтобы посмотреть на это святое для буддистов место, посидеть там, где сидел Будда, — может, тоже прозрения достигнешь, кто знает. Отростки этого дерева были распространены в буддийских странах, на Шри-Ланке очень почитаются. Даже у нас в России растут отростки от именно этого самого дерева…

Однако, хотя большинство исследователей сходятся в том, что прижизненных изображений Будды не существовало, древние легенды повествуют, что такие изображения всё же были. Наиболее знаменитое из них — статуя «Сандаловый Будда». Говорится, что когда Будда увидел это свое изображения, он отметил, что статуя действительно на него похожа, и сделал пророчество, что куда будет перемещаться статуя, там и произойдет расцвет буддизма. Андреем Анатольевичем были проведены подробные исторические изысканий и по их результатам опубликована книга: А.А. Терентьев. Сандаловый Будда раджи Удаяны / The Sandalwood Buddha of the King Udayana. СПб.: Нартанг, 2010. В книге подробно описываются все перипетии долгой жизни этой замечательной статуи. В настоящее время Сандаловый Будда, или по-бурятски «Зандан Жуу» — «Сандаловый Господь», находится в Эгитуйском дацане в Бурятии. В своей лекции по иконографии Андрей Анатольевич вкратце упомянул об этом:

(Из лекции А.А. Терентьева):

…Наиболее знаменитым считается изображение, которое, согласно легенде, сделал, точнее, заказал, царь индийский Удаяна. Когда Будда на два месяца отбыл, он попросил мастеров сделать статую Будды из сандалового дерева в натуральный размер Будды. И когда мастера сделали и Будда вернулся, он сказал: «Да, это на меня похоже» и благословил статую. Эта статуя с тех пор почиталась в Индии. Вот, легенда говорит, что столько-то столетий она пробыла в Индии, затем, когда центр буддизма перешел в Центральную Азию, в Гандхару — на северо-запад от Индии, — то статуя перенеслась туда. Потом из Гандхары — когда Китай стал формироваться как буддийская страна, — Китай послал армию для того, чтобы захватить одного замечательного переводчика — его звали Кумараджива, — тоже уникальный случай в истории, чтобы посылать армию, чтобы захватить переводчика. Два месяца осаждали город. Взяли переводчика, вместе со статуей отвезли в Китай. Но он, конечно, много очень для китайцев сделал, основные буддийские тексты в его переводе до сих пор входят в китайский канон. Но и статуя с тех пор хранилась в Китае, была во дворце императоров китайских. А в 1900 году в Китае было восстание боксеров, туда были введены войска и нескольких западных держав, в том числе российские. И российские войска, которые были туда введены, состояли из бурятских казаков. Они сожгли храм, статую утащили, привезли в Бурятию. Они и сейчас там находится, в Эгитуйском дацане. Поэтому если кто хочет увидеть, как Будда выглядел, — можно сказать, портрет, — то поезжайте в Эгитуйский дацан в Бурятию, там она открыта для всеобщего обозрения…

Были и еще статуи, изготовленные, согласно традиции, при жизни Будды. Так, из книги Гега-ламы Principles of Tibetan Arts:

...С другой стороны, легенда повествует, что и Шакра, повелитель богов Траястримса, стремился воплотить образ Благословенного в драгоценных материалах. Но Вишвакарма (небесный мастер) не знал размера стопы Учителя, в своей молитве горячо воззвал к Будде и добился его присутствия. Было изготовлено несколько изображений Будды: в восьми-, двенадцати- и двадцатипятилетнем возрасте. Последняя статуя была забрана в мир богов, в возрасте 12 лет — в Китай и в возрасте 8 лет — в Непал. Они оставались в тех местах долгие годы, пока две последние не были перевезены в Тибет (китайской и непальской супругами Сонгцен Гампо) и установлены на алтари в храмах Раса и Рамоче в Лхасе.

Статуя, запечатлевшая Шакьямуни в возрасте двенадцати лет, — Джово Ринпоче, или «Драгоценный Господь», — самая знаменитая статуя в Тибете. Она сделана из сплава драгоценных металлов. Считается, что она была подарена китайскому императору царем Магадхи. Во времена тибетского царя Сонгцена Гампо статую перевезла в Тибет китайская принцесса Венченг: Джово Ринпоче был доставлен в Лхасу в деревянной телеге. В настоящее время Джово Римпоче находится в центральном соборе Лхасы — Джокханге (Джокханг по-тибетски означает «дом Джово»), о Джово Римпоче в Тибете сложено множество легенд.

К началу

Далее — вкратце о легендарных рисованных изображениях. Считается, что при жизни Будды был создан такой ключевой для буддийского Учения рисунок, как Бхавачакра, или «Колесо бытия».

(Из лекции А.А. Терентьева):

…И еще одним прижизненным объектом искусства стал этот рисунок <...> который назывался «Колесо бытия», и, согласно легенде, он был сделан непосредственно по указаниям самого Будды. История такая: один из покровителей Будды получил подарок от своего коллеги, другого раджи, и должен был послать тому что-то в ответ. И он ничего достойного не мог придумать. И тогда он посоветовался с Буддой, и тот сказал: «Сделайте такой-то рисунок и пошлите этому царю». Рисунок такой: внутри здесь колесо и два концентрических круга. По существу, этот круг изображает весь наш мир — мир страданий. Мир, где мы живем. По индийской мифологии, в мире есть существа различных типов: люди, боги, асуры, животные, вечно голодные духи, обитатели адов <… > Во внешнем круге — двенадцать изображений: 12 звеньев цепи взаимозависимого возникновения. Каждое наше последующее состояние определяется предыдущим, и эта последовательность достаточно жестко детерминирована, предопределена <…> Этот рисунок показывает основы буддийского учения.

Об этом же знаменитом рисунке пишет в своей книге Гега-лама, однако в аспекте, который особо значим именно для художников, а именно о двух методах изображения Будды: «Мудрец-в-отражении» и «Сияющий Мудрец».

(Из книги Гега-ламы):

...Живописное изображение Будды ведет свое происхождение из Магадхи, что в Центральной Индии (современный Бихар). Два царя — Бимбисара, правитель Магадхи, и Утраяна — имели обычай обмениваться подарками. Однажды, в ответ на подарок царя Утраяны, бесценную гемму, обрамленную драгоценными камнями, Бимбисара задумал одарить своего союзника портретом их Учителя, Господа Будды. Но художник, ослепленный величием Будды, не способен был рисовать: лик Будды был столь сияющим, что смотреть на него было невозможно. Когда Будде объяснили ситуацию, он предложил отправиться на берег чистого прозрачного водоема. Там Будда расположился на берегу, а художник запечатлел его отражение в воде. Центральную фигуру он окружил символами двенадцати звеньев цепи взаимозависимого возникновения. Лишь только Утраяна увидел этот портрет, он мгновенно достиг просветления. Такой стиль изображения Будды известен как «форма, полученная путем отражения в воде», или «Мудрец-в-отражении».

Другая легенда относится ко времени, когда Благословенный давал учение в городе Капилависту. В то время был король Маханама, его супруга-королева послала к Будде служанку по имени Рохита, чтобы передать подношение – драгоценное ожерелье. По дороге Рохита была подкараулена и убита пастушкой, но благодаря своей преданности Будде обрела счастливое перерождение, став дочерью короля Шри-Ланки. Когда принцесса, будучи юной девушкой, послала Будде подношение — три меры жемчуга и письмо, Учитель отослал ей свой портрет в обрамлении гало света. Легенда гласит, что художник обрисовал тень Будды на полотне — это «форма, полученная путем освещения», или «Сияющий Мудрец».

Пропорции изображений Будды остаются неизменным на протяжении многих столетий, и хотя в разных культурах могут быть те или иные особенности (более или менее длинные мочки ушей, более округлая или удлиненная форма ушниши, носа и др.), суть, основа остается одна и та же.

В дальнейшем, с широким распространением буддизма, расцвело и буддийское искусство. Было создано великое множество буддийских изображений — архитектурных, скульптурных, живописных и пр. Буддийское искусство стало служить своего рода «визуальной Дхармой», представляя и распространяя Учение Будды.

К началу


• Приход буддизма в Тибет
Считается, что индийский буддизм пришел в Тибет в 641 году, в период правления царя Сонгцена Гампо (правил в 620–649 гг.). Царь, прилагая усилия по объединению Тибета, взял в жены двух принцесс: Вэньчен — дочь китайского императора и принцессу Бхрикути. Обе жены Сонгцэна Гампо были буддистками, и они привезли с собой буддийские тексты и предметы культа. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей богини Тары — зеленой и белой.

Китайская принцесса Вэньчен была исключительной женщиной и сыграла значительную роль в стабилизации отношений между Тибетом и Китаем. Привезенные ею буддийские тексты, а также трактаты по астрологии, медицине способствовали расцвету тибетской культуры; также Вэньчен привнесла множество новшеств, таких как метод возделывания высокогорного ячменя. Она до сих пор очень почитается в Тибете, так же как и принцесса Бхрикути, в приданое которой входило много ценных индийских и неварских изображений.

В эпоху Сонгцэна Гампо в Тибете активно возводились буддийские монастыри и храмы, в том числе монастырь Джокханг в Лхасе, на основе древнеиндийского письма был создан алфавит и тибетская письменность, переводились священные тексты с санскрита, невари, китайского языка, было создано множество буддийских изображений.

К началу

 

Часть II. Тибетская тханка-живопись

Итак, танка или тханка — это произведение изобразительного искусства, буквально — «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски тханка называется рейдри (рей — хлопок). Помимо традиционных тханок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие. Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров — до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные тханки (их обычно вкладывают внутрь ладанок — гау).

• История возникновения и развития стиля гадри в Тибете
Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы — непальская и китайская. [Причем китайская принцесса Вэньчен входит в линию передачи традиции карма-гадри: ее воплощением считается Кончок Пендэ — наставник Намка Таши (основателя стиля гадри), обучавший его методу правильных пропорций.]

Обе царские невесты привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская — множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора — статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов.  Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х годах при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль — менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи — их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» — дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

К началу

Второй стиль — карма-гадри.  Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже — VIII кармапы (1507–1554) и при его непосредственном участии. 

В развитии и распространении стиля важную роль сыграли «три таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Основателем стиля карма-гадри стал первый из упомянутых «трех таши» — воплощенный тулку Намка Таши (1500 г.р., Верхний Йарлунг). Восьмым кармапой было предсказано, что этому мастеру суждено сыграть особо важную роль в распространении его, кармапы, влияния. Намка Таши обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в особом, отличительном стиле», в том числе у мастера Кончока Пендэ, который считался эманацией китайской принцессы Вэньчен. [Копии девяти работ Кончока Пендэ можно посмотреть здесь.]

Этот особый стиль был основан на нескольких образцах:
1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором;
2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо, когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние императору (дошелма — «лицо в луне»);
3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции. Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Первая часть названия «карма-гадри» — производное слова «кармапа», слог «га» (гар) означает путешествие, перемещение с одного места на другое, своего рода кочевой лагерь, где на время стоянок разбиваются шатры из войлока. Ранние кармапинские иерархи, в частности VII Кармапа Чодрак Гьяцо, имели обычай собирать огромную свиту и путешествовать с места на место, такие временные поселения называли «лагерь Кармапы, который украшает мир», а традиции и обычаи такого мирка были известны как «лагерный стиль». Это могла быть довольно большая группа практиков — несколько сотен человек: художники, лекари, строители, мастера ритуалов и риторики и другие. Последний слог «дри» означает процесс рисования.

VIII кармапа Микьё Дордже сам писал танки, его коренным учителем был известный мастер гадри Сангье Ньенпа. Вообще, традиция карма-гадри имеет свою линию передачи, и школа дала много великих мастеров — йогинов и лам. Так, X кармапа Чоинг Дордже (1604–1674) был искусен в резьбе, ваянии и вышивке шелком, ранние его работы выполнены в стиле менри и в кашмирской технике. (С живописными работами Х кармапы можно ознакомиться здесь, а со скульптурными — здесь).

VIII Кармапа Микьё Дордже в период развития стиля выявил три его особенности и назвал их «тремя драгоценностями гадри-стиля»:
1) формы, рисунок согласно индийским канонам;
2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи;
3) композиция и ландшафты в тибетской манере.

В дальнейшем два других «таши» — Чой Таши и Кашу Карма Таши развили и широко распространили стиль карма-гадри.

Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции. Они реалистичны, оттенки естественные, очень деликатная, гармоничная цветовая гамма. Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (тханка словно светится изнутри). Передний план — фигуры божеств, подношения — выполняются в кроющей технике. В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства (в ранних тханках, где ощущается явное влияние индийской традиции, пространство почти полностью заполнено различными фигурами). Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие мы можем видеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились.

Третий стиль — менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

К началу


«Кармапы рисуют»: примеры работ именитых художников линии гадри

Линия карма-гадри славится многими именитыми ламами — художниками, скульпторами, каллиграфами, отлично владеющими кистью, резцом и вышивальной иглой. В их числе VIII и Х кармапы, а также шамарпы, Ситу-воплощения (автопортрет VIII Тай Ситупы) и др.

В петербургском Эрмитаже хранятся две работы Х кармапы Чоинг Дордже: шелковая тханка Будды Шакьямуни и статуэтка Авалокитешвары*. Его святейшество XVII кармапа Тринлей Тхайе Дордже во время своего визита в Санкт-Петербург (июнь 2009 г.) побывал в запасниках Эрмитажа и ознакомился с работами, выполненными более трехсот лет назад своим прежним воплощением.

* Статуэтка Авалокитешвары выполнена в китайском стиле. Как у Гуань-инь, в правой руке сосуд с павлиньими перьями, в левой лотос, на плече шкура антилопы. Ноги в позе бодхисаттвы, правая спущена. Статуэтка высотой около 15 см, над головной аурой листва и две птички — «фирменный стиль» Х кармапы. Личико, ладони, ступни золоченые.


Его святейшество XVII кармапа Оргьен Тринлей Дордже в свободное от своих обязанностей время занимается живописью, каллиграфией, поэзией, пением и драматургией.

Живопись и каллиграфия Е.С. XVII кармапы Оргьен Тринлей Дордже. Видео на YouTube Часть 1...  Часть 2

К началу


23.08.2016

© 2003–2017. Gardri