За минувшие два десятилетия на курсах у Марианны ван дер
Хорст-Лем прошли обучение уже более 400 человек из разных городов России,
Украины, а также из Прибалтики, Польши и Германии.
Некоторые из них стали настоящими
мастерами живописи танка. Большинство студентов занимались один-два курса,
но все, кто проходил обучение у Марианны, с благодарностью вспоминают о ней
и отмечают, что эти курсы оказались для них более значимыми, чем они могли
предположить вначале. Марианна говорила: «Если человек рисует Будду — это
чудо... Невозможно ставить перед собой такую цель — стать художником тханка.
Это может произойти, а может и нет... Если вы нарисуете лишь одну голову
Будды — это прекрасно, если одну танку — прекрасно, если двадцать танок —
это всё так же прекрасно...»
Из лекций Марианны ван дер
Хорст-Лем
Марианна рассказывала, что в течение двух
лет занималась у Энди Вебера, который приезжал из Англии. И когда он уезжал,
она чувствовала себя в большой растерянности. Она понимает, как много
проблем, когда нет учителя: «Даже не знаешь, за что браться на тханке...»
«Тханка-живопись — это практика, она
меняет человека. Я это замечаю на себе. В самом начале я была плохой
ученицей, мне не хватало терпения. Но нет ничего страшного в том, что вы
делаете ошибки, важно, чтобы вы их исправляли и не повторяли в дальнейшем.
Я, вероятно, поэтому и могу учить вас, что сама через всё это прошла...»
Марианна говорила, что в обучении
студентов, в построении занятий она руководствуется примером своего Учителя
— Гега-ламы. «Утро начиналось с медитации, затем он смотрел работы. Он
очень аккуратно говорил: “Вот это могло быть немного лучше”. Он никогда не
смотрел свысока и не осуждал даже явные неудачи. Глядя на хорошую работу, он
мог даже прослезиться. Однажды он очень долго смотрел на одну мою работу, а
потом расчувствовался и сказал: “Это самое лучшее, что ты нарисовала” (а я
думала, что всё очень плохо)...»
• Ситуации, когда пишутся танки
Когда вы только начинаете писать тханки,
вы делаете это прежде всего потому, что это вам нравится. Затем, уже при
профессиональном подходе, к вам поступают заказы. Есть большая разница —
мирской вы живописец или художник тханка. Обычный художник стремится
передать свои мысли, эмоции, политические взгляды и т.д. Художник тханка не
в такой степени занят своими переживаниями. Он использует визуальные
средства, чтобы быть проводником (медиумом) для будд, он служитель Дхармы и
Духовной общины. Таким образом, цель изображенной тханки — помогать членам
Общины лучше понимать Учение. Поэтому тханка-живопись имеет существенные
отличия от мирской. Чем выше уровень духовного развития, понимания
художника, тем больше информации получит человек, который созерцает тханку.
В Тибете танки изготавливаются для
созерцания и тантрических практик, ритуалов, для определенных праздников или
церемоний, для подношения, в подарок. Когда в семье кто-либо болел, или
умирал, или испытывал какие-то проблемы, часто заказывали изображения будд.
Некоторый возраст считается не очень благоприятным (например 13, 25, 37, 49
лет) и принято заказывать тхнки — это дает заслугу и заказчику, и художнику.
• Какие бывают авторы тханок
1. Это могут быть не обязательно буддисты, а
люди, владеющие техникой — ремесленники. Так, в Непале много тханок
пишется на продажу. Но лучше, если художник является буддистом,
практиком. Особенно, когда вы изображаете божество высших тантр — вам
нужно иметь посвящение.
2. Обычные
художники. Они могут писать тханки для ритуала, разового случая, не
являясь при этом практиками.
3. Люди с тонким восприятием, ясновидцы. Они
способны увидеть божественный образ и запечатлеть его или дать описание,
чтобы художник мог нарисовать.
4. Продвинутые практики, йогины.
5. Существа, достигшие высокой духовной
реализации. Так, кармапы, как правило, были одаренны во всех видах
искусств.
На Востоке художники тханка чаще всего
рождались в артистических семьях, проходили долгий путь обучения. Художник
считался прошедшим обучение, когда знал пропорции, мог от руки (без
разметки) рисовать красивые обводки, наносить орнаменты золотом. В Тибете
художники рассматривались скорее как ремесленники, хотя и имели посвящения и
«духовные амбиции».
Художник тханка должен быть скромным,
религиозным, средних лет (т.е. не слишком молодым и не слишком старым), он
должен быть здоров (органы чувств в порядке), иметь хороший, гармоничный
характер.
• Как обращаться с изображениями будд
Каждое изображение Будды, будь оно в
карандаше или выполненное тушью, — это нирманакайя (тело) Будды. Даже если
изображение не очень качественное, к нему следует относиться с большим
уважением. Наши ксерокопии, сделанные с книги Гега-ламы, нужно беречь, как
тханки (не оставлять где попало, хранить в чистом месте или на алтаре), и не
надо показывать их тому, кому всё это чуждо. Не надо допускать, чтобы
рисунок долго оставался незавершенным — лучше его сжечь. Даже в технически
неудачных работах присутствуют энергии божеств, в красивых энергия более
действенна. При ненамеренных повреждениях тханка сохраняет суть; если
повреждение намеренное, тханка также повреждается. Есть определенная мера
использования поврежденных тханок. В некоторых случаях их реставрируют. Если
изображение не подлежит сохранению, его обычно сжигают (в чистом месте —
например, в лесу).
• Живопись тханка — это Дхарма
Процесс тханка-живописи является практикой
Дхармы, и создаваемое на холсте изображение — это проявление тела Будды. Для
создания совершенной тханки необходимо обладать совершенным знанием, поэтому
художнику полагается тренировать свою активность через поведение, речь,
медитацию, танцы и др.
Мы должны быть внимательны и
сконцентрированы, очищать свои тело, речь и ум. Дело не только в технике:
божества, создаваемые нами, действительно присутствуют здесь. Без
концентрации нет совершенств, допускаются ошибки. По завершении тханки уже
есть результат, и не важно, сколько тханка существует, важно ее действие.
Так, в песчаной мандале, которая может существовать всего неделю (пока
длится ритуал), создается дом божества, новая реальность.
Живописец тханка должен быть подготовлен.
Перед работой следует совершить ритуал, читать тексты, делать подношения,
давать подаяние и др. Ему нужно благословение учителя (ламы) на работу, на
инструменты и материалы. Учитель, в свою очередь, дает благословение после
медитации на просветленное существо (например, Манжугхоша). Он просит
божество войти и освятить тело, речь и ум художника.
Когда художник должен нарисовать идама или
защитника, очень важно иметь посвящение на это божество, особенно, если это
тантрическая форма. Если он не имеет посвящения, то через благословение
учителя может вступить в мандалу этого божества. Когда делается изображение,
относящееся к ануттарайога-тантре, художник непременно должен иметь
посвящение в этот класс тантры, и, рисуя, начитывать мантру божества.
Желательно перед работой совершить ретрит. Важно иметь с заказчиком
гармоничные отношения, тогда будет хороший результат.
В процессе работы важно, как сидит
художник. Лицом на восток, когда рисует мирных божеств; на юг — божеств
богатства, долгой жизни; на запад — тантрических, полугневных божеств; на
север — гневных божеств. Если нет возможности сидеть, повернувшись в нужном
направлении, следует это представить.
Важно соблюдать чистоту на рабочем месте, в мыслях, а также телесную.
Художнику следует избегать вина и женщин/мужчин. Не употреблять в пищу лук,
чеснок — то есть соблюдать дисциплину низших тантр (крия-тантра).
Изготовленное изображение должно быть
свободно от недостатков, недоделок, от корыстных намерений (желание
прославиться или разбогатеть). Художнику полагается воспринимать жизнь
радостно, быть свободным от желаний и запросов во время работы. На Востоке
принято, чтобы заказчик давал аванс за работу, чтобы художник мог жить,
работать и кормить свою семью. Гега-лама говорил: «У тебя есть
образование, ты вправе брать деньги за тханки — это твоя работа. Но нужно
иметь в виду, сколько заказчик может заплатить за тханку».
Когда вы только начинаете рисовать, прошу
вас не спешить и ориентироваться на свой темп — это тоже своего рода
медитация. Мой учитель всегда говорил, что сначала нужно привыкнуть к этим
измерениям. Мой опыт тоже свидетельствует, что сначала важно освоить
пропорции, почувствовать красоту фигур. Затем (обычно через год) можно
работать красками, пробовать можно и раньше, конечно.
Во-первых, существуют аспекты в характере
художника, которые могут быть недостатками или достоинствами. Пример первого
— это заняться искусством, будь то для своей собственной или для чьей-либо
пользы, высокомерно считать себя художником, даже будучи несведущим в
технике рисования, пропорциях и канонических описаниях изображаемых божеств.
Также осудительно обманывать других всяческими сбивающими с толку
гиперболами, которые противоречат духу традиционных писаний и мудрости
линии, представлять как достоверное все то, что не имеет основы в
художественной религиозной традиции, древней или современной, или выносить
суждения о произведениях искусства, не имея знаний об их происхождении или о
квалификации художника. Также непозволительно художнику быть не в ладах со
своими покровителями или использовать хорошие взаимоотношения с ними в целях
получения личной прибыли. Любая из следующих черт считается изъяном в
характере художника: ворчать «про себя», жаждать богатства других, требовать
вознаграждения и заряжать непомерные цены, даже доходя до воровства, потакая
ненасытной жадности; неразборчиво употреблять в пищу неосвященные алкоголь и
мясо; быть сверхчувствительным и требовать внимания к условиям своей работы
или работать поспешно и небрежно; быстро впадать в гнев при малейшей
провокации или быть болтуном и профаном. Нужно иметь уважение к изображаемым
божествам и не обращаться с ними небрежно и с презрением; не быть
неряшливым, игнорируя исправление ошибок или упущений, будучи осведомленным
о них, а также быть пренебрежительным, позволяя нарисованное изображение
применять где угодно вследствие недостатка различения предметной сути высших
и низших тантр. Даже тот, кто является художником только по названию, должен
во что бы то ни стало избегать таких недостатков. Художник, имеющий такие
пороки в своем характере, не может развить свой творческий талант. Как об
этом утверждалось в «Беседе, запрошенной Палджором Гьятсо» (d.Pal.’byor.rgya.mtshos.zhus.pa’i.mdo):
«Профаны и болтуны оборачивают хорошие действия во зло: художник избегает
таких порочных личностей».
Что касается лучших качеств художника —
нужно быть умелым в рисовании, сведущим в правильных пропорциях,
поддерживать наследие линии художественной передачи и техник, знать различие
между предметом высших и низших тантр и понимать отличительные
характеристики мирных и гневных божеств, с преданностью изображать элементы
композиции — орнаменты, жесты и т.д. — так, как они установлены в
соответствующих канонических описаниях. Художник должен иметь склонность к
сдержанности, уважать изображаемое божество, быть сострадательным и
терпеливым, встретившись с тяжелыми условиями работы или с критицизмом; быть
умелым в искусстве, не иметь тщеславия относительно мастерства, не
поддаваться гневу и подозрительности и не взирать на богатство и имущество
других. Он должен следовать инструкциям своего покровителя без обмана.
Изображая форму, не имеющую страстей (Будду) или божеств внешних тантр,
художник должен регулярно мыться и быть скрупулезным в том, проводником чего
он является, соблюдая установленные предписания (предполагается, что если он
даже не имеет духовного монашеского сана); когда изображаются божества
внутренних тантр, он должен получить соответствующее полномочие и
поддерживать взятые обеты, идеально выполняя ежедневную медитацию или, по
крайней мере, постоянно произносить мантру божества. Перед тем как начать
проект, он должен провести ритуал по устранению потенциальных препятствий:
представляя себя в медитации как форму соответствующего защитного божества,
художник очищает полотно; затем, визуализируя себя в формах будд пяти
семейств, он освящает пигменты и кисти в отдельной церемонии. Затем художник
должен суметь нарисовать золотом в центре полотна семенной слог вопрошаемого
божества, окруженный мантрой, как это объяснено в соответствующей тантре. До
тех пор, пока работа не завершена, он должен быть способен неиссякаемо
отдавать ему энергию, без промедлений; когда работа завершена, художник
должен знать, как объяснить ее качества для того, чтобы порадовать
покровителя и посвятить заслугу от своего старания на благо всех других в
духе празднования. Такие одаренные художники были описаны в стихах Селгьяла
(gSal.rgyal.gyi.tshigs.su.brad.pa, Канджур, сутра, фолиант 201):
Кто бы ни изображал форму
Победоносного,
Все они должны обрести (переродившись) привлекательную и благородную форму,
Контроль над чувствами, эрудицию, солнцеподобное сияние.
И будут прекрасно воспринимаемы в глазах мира.
И из этой же работы:
Кто б ни изображал форму Сугаты —
Их тела будут без изъянов
И так мягки и релаксированы, как сердцевина лотоса.
Они будут свободны от болезней, боли, страдания и страха.
А также:
Кто б ни изображал форму Владыки — Защитника Вселенной,
Они не станут ни чьими рабами и не будут ни у кого в распоряжении,
Не станут бедными или имеющими низкое положение в обществе;
Их чувства не станут поврежденными.
Люди, которые изображают Будду или сооружают ступы,
Будут иметь превосходное богатство и владеть сокровищами,
И они победят врагов.
Часть III. Функции
буддийского искусства (из лекций петербургского ученого, известного буддолога
и буддиста Андрея Анатольевича Терентьева, прочитанных для проекта «Новый
человек. Основы буддизма и буддийской иконографии», февраль 2009 г., СПб.,
Лофт-проект Этажи)
Во времена Будды не было
его изображений и сам он не поощрял создание каких-либо культовых предметов.
Однако сейчас, по прошествии многих столетий, мы видим, что в буддийских
странах искусство является огромной частью их художественной культуры. Мы
знаем и буддийскую архитектуру, и буддийскую живопись, и буддийскую
скульптуру, которая во всех странах имеет свои особенности. Так, в Тибете
это прежде всего иконы из ткани — по-тибетски тханки, и скульптура.
В этом контексте закономерно возникает вопрос: зачем вообще нужны
религиозные изображения? Каковы функции буддийского искусства?
1. Во-первых, вдохновляющая. Изображение самого Будды или другого
великого духовного мастера, безусловно, способны вдохновлять их
последователей.
2. Вторая функция — благословляющая, т.е. передача благословения.
(Из лекции А.А. Терентьева):
…Затем есть вещь
немного более таинственная, которая по-русски называется «благодать». Что
такое благодать, я сказать не могу, но, может быть, многие по своему
ощущению подобное испытывали. <…> Совершенно реально, что, общаясь, с любым
человеком, мы физически себя ощущаем по-разному, и бывает такое переживание
очень сильное, когда встречаешь человека, стоящего на порядок выше тебя в
духовном отношении. И некоторые религиозные предметы могут наделяться таким
качеством передачи, силой, или энергией, чтобы способствовать, пробуждать
добрые чувства в людях. Вот еще одно изображение пятнадцатого века
тибетское, здесь изображены три учителя тибетской школы сакья. <…> И вот
здесь внизу имеется подпись на тибетском языке, которая говорит, что когда
это изображение было сделано, то силой многих людей — лам, находившихся
длительное время в медитации, это изображение было наделено силой и
благопожеланием, чтобы всякий, кто его увидит или соприкоснется, который о
нем подумает, получит благословение, благодать, идущую вот от этих
замечательных людей, лам, которые достигли освобождения в давние времена <…>
А в Тибете, Тибет — страна чудес, как мы знаем, — в Тибете есть методы
достижения мгновенного просветления. У некоторых аккумулируется огромное
количество энергии, и достаточно одного толчка. Это освобождение через
смотрение — тодол. Были развиты методы духовной практики, известные по
Индии, вплоть до того, что создавались вещи, которые, как утверждается,
могли помочь человеку достичь освобождения мгновенно. Как это возможно?
Конечно, без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д. Т.е. для того, чтобы
чего-нибудь достичь, нужно трудиться и работать. Но поскольку в буддизме
предполагается, что мы все живем бесконечное число жизней, то, возможно, за
предыдущее число жизней накоплена достаточно большая духовная энергия, и
достаточно одного толчка — и человек прозреет. И вот есть такие артефакты —
их немного, — которые, как утверждают, могут дать освобождение, помогут
стать новым человеком просто от созерцания этого предмета. Это называется
тодол, освобождение через смотрение. Я почему привел эти слова по-тибетски,
может быть, кто-то слышал, есть такая «Тибетская книга мертвых», она на
русский переводилась, она по-тибетски называется бардо тодол. Там
освобождение происходит через слушание. А есть освобождение через искусство.
И вот этот архитектурный памятник — называется ступа — находится в
Калифорнии < The Great Stūpa of Dharmakāya Which Liberates Upon Seeing.
Shambhala Mountain Centre, Colorado, USA>. Если кто-то хочет
попробовать, можно съездить туда посмотреть. Во всяком случае, это оставляет
сильное духовное впечатление…
3. Третья функция — чисто культовая.
Некоторые изображения создавались и использовались в различных медитативных
ритуалах, в частности для передачи посвящений, для различных тайных практик,
а также в качестве наглядных пособий по медитации.
4. Четвертая функция — предметы искусства
используются для зарабатывания заслуг.
(Из лекции А.А. Терентьева):
…Затем есть еще
один аспект религиозной практики, т.е. для чего еще использовалось
искусство. Очень много предметов искусства считаются методом зарабатывания
заслуг. В сущности буддийского духовного метода изменения сознания лежит
следующее: чтобы у нас, в нашем сознании, что-то изменилось, нужны две вещи.
С одной стороны, нужно собрать какую-то сумму добрых деяний — то, что
называется религиозными заслугами; с другой стороны — какую-то сумму
прозрения. То, что относится к первой сфере, не менее важно, чем ко второй:
связь между накоплением добродетелей, и между накоплением мудрости — они не
могут существовать друг без друга. Вот такой интересный пример: на этом
изображении — Чже Цонкапа, основатель школы гелуг в Тибете. Он жил в 14–15
вв. Он был человеком удивительных способностей и быстро осваивал сложнейшие
вещи, необыкновенно быстро. Но в один прекрасный момент у него произошел
затор — когда он изучал теорию пустоты, он не мог достичь понимания. И когда
он в своих медитациях обратился к своему учителю, тот сказал: «У тебя не
хватает запаса добродетелей». Тогда Цонкапа перестал пытаться понять эту
теорию, он отправился на три года в затворничество, где делал разного рода
простые вещи, такие как поклоны, простирания и повторение формулы Трех
драгоценностей. В буддизме не «Отче наш», как в христианстве, повторяется
формула прибегания к Трем прибежищам, или драгоценностям: Будде, Учению и
общине. Вот он и должен был сделать три сотни тысяч простираний, столько-то
тысяч подношений, вылепил столько-то из глины фигурок — не таких сложных, а
маленькие фигурки ступ. Это считается одним из методов зарабатывания
добродетелей, или заслуг. Когда он после трех лет практики вернулся к
изучению глубокой философии, у него все пошло хорошо, он стал понимать
гораздо лучше, достиг великих прозрений на этом пути. А поскольку он
считается человеком, освободившимся при жизни, то один из его учеников
порекомендовал заболевшей даме — она поддерживала верующих, делала
пожертвования, — что для того, чтобы поправиться, ей нужно сделать сто тысяч
изображений Цонкапы из глины. Вот, по ее заказу художник сделал штамп, и они
стали штамповать эти глиняные статуэтки Цонкапы. Не знаю, сто тысяч сделали
или нет, но некоторые из этой серии дошли до наших дней. У нас в России
находятся две, как мне известно. А эта скульптура — один знакомый на рынке
случайно купил, и когда понял, чем он владеет, какой редкостью 15-го века,
изображением великого буддийского святого, то подарил эту статуэтку Его
Святейшеству Далай-ламе, она сейчас в его коллекции находится. Т.е часть
предметов искусства делается для зарабатывания добродетелей. Я слышал
неоднократно, что какой-то лама — часто, когда приходят, желая поправиться
от болезни, — говорит: «Закажи, пожалуйста, изображение Авалокитешвары, или
Манлы, будды врачевания, или Манжушри, или просто Будды». И это способствует
тому, человек начинает себя лучше чувствовать…